Землянцева Евгения Петровна,

учитель-дефектолог

Сызранского филиала ГБОУ школы-интернат №2 г.о. Жигулевск

Статья посвящена вопросам обучения письменной речи детей с нарушенным интеллектом. Выделены основные трудности у детей. Показана польза применения нейропсихологических упражнений. Представлены часто применяемые упражнения в коррекционной работе при запоминании букв.

Дети с интеллектуальными нарушениями при овладении чтения и письма имеют ряд специфических особенностей. Процесс овладения чтением проходит замедленно, очевидны качественное своеобразие и определенные трудности. По данным Г.Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения дольше. Процесс обучения чтению у них растягивается во времени, а промежутки более продолжительны. Длительность обучения детей с умственной отсталостью очень индивидуальна и зависит от готовности и познавательных особенностей школьника, но трудности на каждом этапе испытывают все, без исключения.

Запоминание букв представляет огромную трудность для детей с системным недоразвитием речи. Это объясняется недоразвитием фонематического восприятия, неразличением оппозиционных звуков, несформированностью пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Также на запоминание букв влияет специфика зрительной памяти. Следующий этап – слияние звуков в слоги, так же является сложным, так как школьники испытывают сложности в фонематическом анализе, а анализ у детей данной категории формируется с трудом. Чтение, а главное, понимание прочитанного слова, осуществляется на основе синтеза слогов в целое слово. У детей с интеллектуальной недостаточностью способность звуко-слогового синтеза снижена, формируется замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Часто у детей срабатывает чтение по угадке, перебирание букв наобум. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание прочитанного предложения и текста.

Нейропсихологический подход в формировании чтения и письма играет важную роль. Нейропсихология – наука, которая изучает мозговую организацию психических функций (чтение, письмо, запоминание и т.д.)   Согласно работам А.Р. Лурия, все отделы головного мозга  условно делятся на три блока: блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок), блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок), блок программирования, регуляции и контроля. Дети, имеющие трудности в обучении делятся на три группы: дети с нарушением нейродинамики, дети с нарушением когнитивной сферы и дети с нарушением регуляции и контроля. В той или иной степени ребенок с нарушенным интеллектом входит в каждую группу. Отсюда следует, что в коррекционной работе необходимо применять все нейропсихологические упражнения, на каждом уровне.

Рассмотрим особенности игр и упражнений, проводимых в коррекционной работе с детьми с нарушенным интеллектом на этапе освоения букв. Не стоит переходить на следующий этап – этап слияния слогов, пока не будет хорошо закреплен и автоматизирован предыдущий этап, так как без уверенного знания букв – качественного слияния не будет. На этапе запоминания букв лучше научить ребенка запоминать образы, а не картинки. Помочь ребенку вызвать ассоциации к каждой букве. Например: буква «К» – колючка (сделать с помощью рук подобие буквы, показать, как она колется), буква «Д» – домик (нарисовать из буквы – домик), буква «Ф» – недовольный человек (встать, поставить руки в боки и сказать «ФФФФФу») и т.д. Мы ребенку даем возможность запомнить букву с помощью зрительной, тактильной, слуховой памяти. Дети всегда эмоционально реагируют на этот способ запоминания. При ассоциативном запоминании букв с образами зрительными или телесными легко узнать букву среди других и воспроизвести её при чтении и письме.

Также важно закрепление изученной буквы с помощью зрительного внимания – «Обведи букву». На листе разные буквы, задача – найти конкретные. На этапе запоминания букв важно работать и над звуковым анализом слова. При произнесении слова-образа к букве – важно научить выделять первый звук в этом слове, а также и в других словах, начинающихся на эту букву. Часто у детей, с интеллектуальной недостаточностью  происходит сцепление в памяти только с одной с картинкой в алфавите, например, Д – это ДОМ, то в слове ДУБ – первый звук выделяется на слух, но как выглядит буква, ребенок понять не может. В памяти не простроена связь между звуковым кодом буквы и её графическим изображением. В этом случае нужно ребенку показывать разные картинки со словами на букву Д. Также учим ребенка «ловить хвостик слова» – утрировать голосом, а также вызывать ассоциации последней буквы в слове.

Важно закреплять пространственное отношение элементов буквы – для этого можно использовать гимнастику, игра «Начерти телом букву», «Море волнуется три, буква замри», необходимо постоянно делать акцент, куда смотрит буква и элемент буквы – вправо, влево, вверх, вниз.

И помним, что повторение – мать учения. Можно использовать такие игры упражнения, как:

  • «Собирать грибы» – в корзину или ведро, собирать разбросанные по полу букву, при этом называя их.
  • «Классики» – прыгание по буквам.
  • «Перевертыши» – перевернутые карточки, попытаться вспомнить, где была букву и куда переместилась.
  • «Пропажа» – ребенок запоминает буквы (от 4 до 7), закрывает глаза, педагог прячет одну букву.
  • Перевернули буквы вниз к крышке стола, мешаем-мешаем-мешаем, вытягиваем букву и называем и т.д.
  • «Отбивание мячика» – ребенок называет букву на картинке, потом отбивает мячик.

При регулярных играх на запоминание букв, привлечении зрительной, тактильной, двигательной, слуховой памяти, а также развитии образов ребенок с интеллектуальной недостаточностью успешно пройдет этап запоминания букв.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2010.
  3. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод, пособие – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 127.
  4. В.С.Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми» (в 2-х ч.), Москва, Айрис-пресс, 2015.
  5. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья, 1997, № 3, с. 38-42.
  6. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний//Издательство «Просвещение», 1995.