Землянцева Евгения Петровна, учитель-дефектолог

ГБОУ СОШ №21 СП «Детский сад №57», г. Сызрань

Email: zemyan@inbox.ru

По статистике, каждый семисотый ребенок во всем мире рождается с синдромом Дауна. Одним из наиболее трудно осваиваемых навыков для этих детей является навык общения. Не секрет, что успехи в освоении коммуникативных навыков у детей с особенностями в развитии напрямую зависят от того, насколько рано и правильно начата психолого-педагогическая работа.

Опыт оказания ранней помощи детям с особенностями развития показал, что ранняя психолого-педагогическая, в том числе логопедическая, помощь позволяет максимально раскрыть потенциальные возможности детей с синдромом Дауна в области общения и познавательных способностей, успешно интегрировать их в среду сверстников. Занятия, при раннем начале, помогают развить «слабые стороны», характерные для малышей с синдромом Дауна: приобретать опыт точной и согласованной работы мышечной системы, в том числе мышц артикуляционного аппарата, воспринимать словесную инструкцию, развивать фонематический слух, произвольное дыхание, голос, внимание, память, вырабатывать темп и ритм речи.

В данной статье хочется выделить сильные стороны детей с синдромом Дауна, на которые можно опираться, развивая множество их слабых сторон. Одна из основных особенностей речевого развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание активной речи ребенка при относительно сохранном ее понимании. Наряду с уменьшенным объемом словаря, наблюдается нарушение формирования грамматического строя речи.

Средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными детьми. У детей с синдромом Дауна возрастной диапазон появления навыка гораздо больше, чем у других сверстников. Например, диапазон появления первых лепетных слов в норме – период от 6 до 14 месяцев жизни, а у детей с синдромом Дауна – период от 9 до 31 месяца. Поэтому, время появления речи и коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна даже в одинаковой по возрасту группе будет отличаться между собой. Помимо приведенных данных, существует ряд факторов риска, лежащих в основе особенностей, характеризующих речь ребенка с синдромом Дауна:

  • — часто наблюдается разная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих;
  • — у большинства детей есть проблемы со зрением, что мешает ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит подражать ей;
  • — сниженный мышечный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать органы артикуляции;
  • — анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи;
  • — нарушение функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса;
  • — у детей есть трудности в совершении мелких и точных движений органами артикуляции;
  • — в ряде случаев наблюдается нарушение общего и речевого дыхания. Часто встречается стридорозное дыхание, характеризующееся шумным вдохом, которое может мешать вокализациям ребенка;
  • — практически у всех детей страдает вербальная кратковременная память, что ухудшает усвоение материала на слух;
  • — у детей с синдромом Дауна наблюдается нарушение восприятия фонем, что значительно ухудшает звуковую сторону речи;
  • — особенности познавательной деятельности, нарушение двигательной активности могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Все перечисленные особенности не обязательно встречаются у каждого ребенка. Их наличие или отсутствие, степень выраженности очень индивидуальны. А своевременно оказанная медицинская помощь, подбор очков и слухопротезирование значительно улучшают прогнозы развития речи. Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете сильных и слабых сторон их развития.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

  • — хорошие имитационные возможности детей, которые позволяют использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов: мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов, слов;
  • — хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной кратковременной памяти говорит нам о необходимости использования зрительной опоры: предметов, рисунков, жестов, табличек со словами, что улучшает понимание речи и стимулирует собственную речевую активность ребенка;
  • — чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции наталкивает педагога на то, что формирование моторных навыков, различные виды гимнастики могут быть эффективны для развития речи;
  • — у детей с синдромом Дауна, как правило, хорошо развиты социальные и бытовые навыки, социальная компетентность, эмпатия;
  • — интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками может стать одним из главных стимулов для развития речи ребенка с синдромом Дауна.

Исследования показали, что дети с синдромом Дауна быстрее усваивают новые слова, когда они одновременно слышат слово и видят соответствующие его значению картинку или жест. Визуальная информация помогает им запомнить информацию, которую они воспринимают на слух. Если с самого раннего возраста ребенка подкреплять слова жестами, он быстрее научится их понимать и использовать в речи. Как правило, научившись произносить слова, ребенок перестает пользоваться жестами, но в случае необходимости может помочь себе ими, если его речь недостаточно разборчива и понятна для собеседника.

Чтобы достичь разборчивости речи, детям с синдромом Дауна приходится преодолевать множество трудностей. К ним относятся и снижение слуха, и фонетические трудности, и неблагоприятные особенности кратковременной вербальной памяти, и проблемы обработки слуховой информации, а также анатомические и физиологические особенности. Всё это, конечно, влияет на развитие звуковой стороны речи, и именно поэтому уделять пристальное внимание речевым навыкам необходимо с самого раннего детства. Сроки формирования речи и навыков общения у детей с синдромом Дауна зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей.

Логопедическую работу с детьми с синдромом Дауна стоит начинать с самого раннего возраста. Формировать все компоненты речи, а также познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, крупную и мелкую моторику, координацию, умение ориентироваться первоначально в собственном теле, а далее в пространстве.

Развитие речи начинается с развития подвижности органов артикуляции. Классической артикуляционной гимнастики с этими детьми недостаточно, в связи с крайне низким тонусом мышц. Детям тяжело учиться управлять языком, губами. Рекомендуется с рождения начинать логопедический массаж. Максимально тонизировать мышцы органов артикуляции. Используя, грубые волокна ткани, растирать губы и щеки ребенка. С помощью зондозаменителей (например, зубная щетка) по линиям мышц, в направлении от кончика языка к корню и от края языка к центру, стимулировать мышечный тонус самого языка. Пассивно выполнять артикуляционные упражнения, добиваясь самостоятельных движений ребенка. Действия необходимо сопровождать своими показательными движениями, так как ребенок с синдромом Дауна очень хорошо подражает. Необходимо учить ребенка удерживать артикуляционные позы. Руками помочь сделать упражнение «Дудочка», и под счет (сначала до трех) дать ребенку возможность удержать позу, постепенно, увеличивая временной интервал. Аналогично действовать с другими упражнениями: «Заборчик», «Поднять язык к губам», «Поднять язык к зубам», «Поднять язык к небу», «Чашечка».

Постоянно вызывать и поддерживать получившиеся звуки. Гласные звуки хорошо автоматизируются по методике Новиковой-Иванцовой. Ребенок с удовольствием откликается на мелодию, сопряженно начинает петь: А, О, У, И. Ы. Первоначально, во время пропевания звуков «О», «У», «И», «Ы», нужно помочь ребенку удерживать позу губ. Для появления губных согласных звуков учим его  «стучать» губами, при необходимости руками смыкать губы ребенка и концентрировать внимание на  появляющиеся звуки. Если малыш улыбнется и может удержать язык за нижними зубами, получится звук «С».

Во время работы со звуками, можно перебирать карточки с буквами, откладывая получающиеся звуки в одну стороны, а те, которые не получаются даже искаженно – в другую. Чаще стоить работать с получающимися звуками, иногда пробовать добавлять новые звуки (так как ребенок с желанием делает то, что получается и может отказаться от выполнения задания, если оно вызывает сложности). Тем самым, у ребенка формируется зрительный образ буквы, что пригодится ему в дальнейшем. Взрослый человек во время произнесения звука, фиксирует органы артикуляции утрированно и постоянно концентрирует внимание ребенка на своем рте.

Ребенку с синдромом Дауна сложно научиться выпускать воздушную струю. Она слабая, не целенаправленная, рассеивается по всей полости рта. Рот у ребенка часто бывает открытым, поэтому воздушная струя просто теряется. Трудности появляются даже в вызывании воздушного потока, так как малыш не всегда понимает, как нужно дуть. Для улучшения и облегчения данного процесса можно использовать трубочку и воду. Показать ребенку пузыри в воде, это не оставит его равнодушным, и в итоге появятся самостоятельные пузыри. Это важный этап в развитии ребенка, который нужно максимально закрепить. Трубочка помогает ребенку также удерживать губы в нужном положении. Не каждый обратившийся к специалисту ребенок, может пить из трубочки. В таком случае, родителям рекомендуется, учить пить сок из коробочки и в нужный момент надавливать, чтобы сок попадал к ребенку в рот, постепенно уменьшая помощь.

Одновременно со всеми вышеперечисленными направлениями, нужно развивать, расширять словарный запас. Работая над пониманием речи, пробовать произносить слова. В помощь по развитию словаря пойдут лексические карточки, книжки, сказки. Сказки лучше выбирать с таким сюжетом, где меняются герои, но действия остаются одинаковыми. Например, сказка «Колобок» («Катится колобок, катится, на встречу ему…») Ребенку захочется повторять уже запомнившиеся слова. Работая с лексическими карточками, нужно учить ребенка раскладывать их на группы (например, посуда, фрукты и т.д.) Тем самым, у ребенка начнет формироваться навык обобщения. Также нужно обучать ребенка понимать, дифференцировать и использовать фразу. Для этого можно использовать дидактический материал Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе», где используются ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек (кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла) и семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов (идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет, летит). Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными существительными (кукла идет, мишка идет, хрюша идет, зайка идет, киса идет и т.д.) После отработки и дифференциации всех глаголов, предлагаются листы с различными действиями, выполняемыми одним персонажем. Теперь ребенок ориентируется уже не на предмет, а на глагол, обозначающий действие. Это помогает формированию у ребенка импрессивного словаря и появлению искаженной фразы. Работая над фразой, важно помнить, что ребенок ориентируется на органы артикуляции взрослого. Взрослый сопряженно, беззвучно проговаривает слова и фразы с ребенком.

На коррекционных занятиях также нужно уделять внимание развитию памяти, мышления, пространственной ориентации. Учить ребенка раскрашивать и чувствовать границы рисунка. Пример игры по развитию внимания: на столе рассаживаются куклы, игрушки, которые пришли на день рождения к ребенку. Малыш раздает им посуду: расставляет чашки, блюдца. В какой-то момент взрослый прячет одну чашку и спрашивает: «Посмотри, всем ли хватило чашки?» Ребенок с удовольствием исправляет ситуацию, а в процессе учится сравнивать, концентрировать внимание, а также это способствует развитию игровой деятельности. В процессе этой игры происходит оречевление действий гостей и именинника: «На, пей, ешь» и т.д.

Процесс запуска речи у ребенка с синдромом Дауна длительный, сложный. Одни дети усваивают полученную информацию быстрее, другие дольше. Кропотливый труд специалистов, родителей и самого ребенка всегда вознаграждается. По статистике 90% детей с синдромом Дауна, позже своих сверстников, но начинают радовать окружающих успехами в развитии речи.

Литература:

  1. Громова, О.Е. Путь к первым словам и фразам. Пособие для родителей: – Москва: Просвещение, 2008. – 111 с.
  2. Жиянова, П.Л. Малыш с синдромом Дауна: книга для родителей.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 208 с.
  3. Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2013. – 140 с.
  4. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна; пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 280 с.
  5. Медведева, Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. – М.: Монолит, 2010. – 80 с.
  6. Новикова-Иванцова Т.Н. От слов к фразе. Книга 1. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией. – Москва, 2013. – 85 с.
  7. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей / под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап / пер. с англ. О.К. Васильевой, М.Л. Шихаревой. – Москва: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. – 512 с.
  8. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников: Дефектология – 1994 – 66 с.