Форум «Территория семейного благополучия»
На базе Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск 26 сентября 2024 года прошёл городской форум «Территория семейного благополучия. Мир без границ» для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, специалисты профильного обучения, НКО, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Организаторами форума были Сызранская городская молодежная общественная организация людей с инвалидностью «Сила воли» и Управление семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань.
На пленарном заседании выступали:
Бобрикова Т.А., руководитель Управления семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань; Панова О. В., кандидат педагогических наук, руководитель Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск; Шафеев Р.Ш, депутат Думы г.о. Сызрань, председатель Сызранской городской молодежной общественной организации людей с инвалидностью «Сила воли», приветственное слово; Панюхина Елена Васильевна, зам. директора по УВР , учитель-логопед Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната №2 г.о.
На форуме прошла работа открытых занятий, мастер-классов и интерактивных площадок где педагоги делились опытом.
Панюхин А.А. учитель Сызранского филиала ГБОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск выступил с темой « Информационно-коммуникационные технологии в развитии коммуникативной грамотности родителей, как участников образовательных отношений.(информационно-коммуникационная платформа «Сферум», в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»)».
На открытом занятии профориентационной направленности среди обучающихся начальных классов «Радуга профессий» Прорешкина О.Н. и Чеснова С.В. познакомили детей с профессиями повара, военного, инженера, конструктора, портнихи, спасателя. Учащиеся подготовили сценку «Школа профессий», в которой показали зрителям профессии своих родителей. Они рассказали о важности и нужности каждой профессии, об инструментах, которые нужны для профессии. Затем ребята выполняли задания: разгадывали ребусы, филворды, отвечали на вопросы викторины, участвовали в играх: «Волшебный мешочек», «Назови профессию». Во время музыкальной паузы отгадывали профессии по музыкальным произведениям. По окончанию занятия с обучающимися обсудили тему выбора своей будущей профессии. Ребята пришли к выводу, что выбор профессии – это сложный вопрос, к которому нужно готовиться заранее.
Педагоги отделения надомного обучения Кузнецова А.Д., Конюхова А.А., на общешкольном родительском собрании, познакомили родителей с проектной деятельностью, которая проводится в нашей школе. Реализуемый проект «Раскрой свой талант», направлен на профориентацию учащихся с ОВЗ.
Посредствам действующего творческого объединения «Объектив» педагоги продемонстрировали родителям методы и приемы работы с детьми, направленные на развитие личности обучающихся, которые помогают ученикам решить вопросы самоопределения и самореализации в профессии фотограф; приобрести навыки работы с фотоаппаратом, камерой и компьютером.
На открытом занятии Коноваловой Н.. и Варфоломеевой Т.Б. была показана организация курсов предпрофильной подготовки «Златошвейка» в нашей школе для выпускников 9-х классов школ города, а так же рассказано про взаимосвязь с Губернским колледжем. Профориентационная поддержка в нашей школе-интернате характеризуется разносторонней ориентацией, которая так же связана с социальным развитием и социальной адаптацией подрастающего поколения (молодежи с ОВЗ). При этом она отличается по целевому назначению, задачам, содержанию, технологиям организации, итогам прохождения. На занятиях профильного труда мы формируем необходимые профессиональные качества для осуществления дальнейшего выбора учащегося с ОВЗ.
Вот уже пятый год на базе нашей школы проходят практико-ориентированные курсы «Златошвейка» для выпускников с ОВЗ школ г.о. Сызрань.Так же Сызранский филиал тесно сотрудничает с Губернским колледжем и СПК г. Сызрани.
О введении компонентов профориентации в процесс обучения для личностного и профессионального развития детей с ОВЗ- рассказали педагоги И.С. Перова и М.В. Митрошина. Они отметили, что деятельность СФ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск, направленная на обеспечение социализации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ, на наш взгляд, дает свои положительные результаты.
Внедрение профориентационных мероприятий во внеурочную деятельность программы «Чистый город» и частичная реализация программы на уроках в течении года была положительной. Учащиеся с удовольствием и интересом участвовали в мероприятиях профориентационной работы экологической направленности. Занятия повлекли за собой частичное понимание и значимости себя, как востребованной личности в обществе и в дальнейшем на рынке труда. Именно поэтому мы говорим, сегодня о профориентации как о системе подготовки обучающихся с ОВЗ к самостоятельному выбору профессионального пути. Эффективность подготовки к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье.
Учитель-логопед Догушева Н.В. и воспитатель Шемякова Н.В. познакомили родителей с картотекой игр по профориентированию и показали как с их помощью можно работать над развитием всех компонентов речи. Они отметили, что сюжетно-ролевые игры очень нужны ребёнку. Но не все знают, что для того, чтобы ребёнок в них играл с удовольствием, часто и эффективно с точки зрения развития речи и общего развития, необходимо этому его научить. Профориентационная работа -важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. В нашей школе работа по ранней профориентации обучающихся начальных классов с ОВЗ осуществляется через совместную деятельность учителя – логопеда и воспитателя с детьми, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность.
Тюленкова О.Ю. и Пазухина Т.С. показали открытое занятие по внеурочной деятельности «Орлёнок – Мастер. Город Мастеров». Система внеурочной работы обеспечивают процесс воспитания обучающихся трудолюбию, готовности к труду, кроме этого профессиональной ориентации детей с ОВЗ. На занятии прослеживалось, что формирование профессиональных представлений интереснее проходит с использованием элементов сенсорной интеграции. В рамках метода сенсорной интеграции использовались следующие приемы: пантомима, нахождение предмета среди других путем ощупывания с закрытыми глазами (молоток, катушка, расческа и т.д.), вырезание по контурным линиям (выкройка), конструирование предметов. В завершении была показана сценка «Сапожник».
Педагоги Шавина Е.А. и Павлова Е.Г. выступали на форуме с темой «Организация взаимодействия школы с учреждениями по профориентации учащихся с ОВЗ». В своем выступлении они отметили важность профориентационной работы с детьми с ОВЗ. Профориентационная работа играет ключевую роль в обеспечении успешности в будующей профессии, т.к. она именно она дает возможность выбрать такую профессию, в которой мотивация и способности учащихся с ОВЗ будут максимально сочетаться с востребованностью.Для эффективной профориентационной работы и своевременного информирования родителей и выпускников о дальнейшем обучении в СФ проводится ежегодно «День открытых дверей» с приглашением специалистов учреждений НПО (ГК и СПК) . Данная работа обеспечивает 100% возможность своевременной подачи документов и зачисления в учреждения НПО выпускников нашей школы.
На интерактивной площадке «Профориентационная направленность инклюзивнго театра «Тигр» Шафеев Р.Ш., Землянцева Е.П., Панова М.Д. отметили, что выпускники коррекционных школ не могут найти себя в социуме и трудоустроиться. На базе общественной организации «Сила воли» организовано творческое пространство – инклюзивный театр «ТИГР». Педагоги организации находят индивидуальный подход к каждому, находят приемлемые для понимания задания. Театрализованная деятельность — это самый эффективный метод для социальной адаптации с интеллектуальным уровнем, ниже нормы, а также формирования у них коммуникативных способностей. Выпускники школ, которые не устроились на работу, не смогли продолжить свое образование имеют возможность развивать себя в театральной деятельности. Таким образом, в г.о. Сызрань сформирована возможность для развития профессиональной компетенции выпускников с ОВЗ в инклюзивном театре «ТИГР» на базе общественной организации «Сила воли».
Открытое занятие по ознакомлению младших школьников с ТНР с профессиями на уроках труда «Украшающий шов вперед иголкой» провели Голыгина А.В. и Федорова Л.Р. Педагоги отметили, что учащиеся начальных классов еще далеки от выбора профессии, но правильно проведенная среди них профориентационная работа на стадии конкретно-наглядных представлений ребёнка о мире профессий должна стать основой. При работе с бумагой можно познакомить с профессиями работников типографии: переплетчика, печатника, резчика, наборщика. Расширить кругозор учащихся и рассказать о том, кто производит бумагу на целлюлозно-бумажных фабриках: машинисты, накатчики и сушильщики. При работе с пластилином, изготавливая изделие «Чайный сервиз» в 1 классе ребята знакомятся с профессией гончар, стеклодув, фарфорист, точильщик. При работе с тканями ребята знакомятся с такими профессиями, как ткач, портной, вышивальщица и т.д. На уроке дети знакомились с такими профессиями как швея и закройщик и сделали выводы о необходимости профессий модельера, закройщика и швеи при создании современной одежды.
Волькен Л.Е. и Щербина В.Т. рассказали о «Совместной работе классного руководителя и родительского актива в выборе профиля обучения и формирования готовности к выбору профессии обучающимися с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» Были представлены методы и приемы работы с учащимися в данном направлении, а так же опыт практической работы. Было отмечено, что в первую очередь описываемый вид деятельности осуществляется на уроках трудового обучения, но неотъемлемой частью является работа классного руководителя и родителей. Задача классного руководителя – так построить профориентационную работу, чтобы не только реализовать цели и задачи, стоящие перед учебным заведением, но и достичь реальных результатов деятельности обучающихся. Для формирования практических представлений о профессиях большое значение для детей с нарушением интеллекта приобретают экскурсии в различные учреждения, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Экскурсии в магазин (продуктовый, универсальный, бытовой химии), аптеку, парикмахерскую, на почту позволяют детям познакомиться с различными видами профессиональной деятельности, углубить социальные и коммуникативные навыки.
Завершился форум обсуждением за круглым столом.